Грузовики Sisu празднуют 90-летний юбилей

Фото: Из архивов автора

Материал же о Sisu! Тогда почему на грузовике на заставочном фото ясно написано «КАМАЗ»? Дело в том, что деятельность этой маленькой финской фирмы тесно связана с нашей страной. И экспериментальный КАМАЗ на снимке — результат такого сотрудничества. Даже подъемная третья ось на нем от Sisu, как и кабина.

В былые годы машины Sisu встречались в разных городах по всему СНГ
В былые годы машины Sisu встречались в разных городах по всему СНГ
В былые годы машины Sisu встречались в разных городах по всему СНГ
В былые годы машины Sisu встречались в разных городах по всему СНГ
В былые годы машины Sisu встречались в разных городах по всему СНГ
В былые годы машины Sisu встречались в разных городах по всему СНГ
В былые годы машины Sisu встречались в разных городах по всему СНГ
В былые годы машины Sisu встречались в разных городах по всему СНГ
В былые годы машины Sisu встречались в разных городах по всему СНГ
В былые годы машины Sisu встречались в разных городах по всему СНГ
1 / 3

Вообще, в эпоху расцвета, которая пришлась на 1970—1980 годы прошлого века, доля машин Sisu, уходивших в нашу страну, была одной из самых больших в капиталистических странах. Конечно, в абсолютных числах грузовиков было немного, ведь и в лучшие годы выпуск редко переваливал за тысячу штук, зато в процентах советские поставки составляли чуть ли не половину.

Что объединяет соперников МАЗ и КАМАЗ? Финские мосты Sisu!
Что объединяет соперников МАЗ и КАМАЗ? Финские мосты Sisu!
Что объединяет соперников МАЗ и КАМАЗ? Финские мосты Sisu!
Что объединяет соперников МАЗ и КАМАЗ? Финские мосты Sisu!
Что объединяет соперников МАЗ и КАМАЗ? Финские мосты Sisu!
Что объединяет соперников МАЗ и КАМАЗ? Финские мосты Sisu!
Что объединяет соперников МАЗ и КАМАЗ? Финские мосты Sisu!
Что объединяет соперников МАЗ и КАМАЗ? Финские мосты Sisu!
1 / 2

Вся история маленькой компании, само название которой переводится как «воля, упорство», заставляет ее уважать. Появившись на свет в далеком 1931 году, она с самого начала проявляла те самые волю и упорство. Маленькая небогатая страна, жесткая конкуренция (финны всегда импортировали технику со всего мира), отсутствие протекционизма — ничто особо не предполагало успеха. Тем не менее марка Sisu существует вот уже девяносто лет.

Возможно, дело в том, что Sisu своим главным принципом сделала индивидуальный подход к каждому заказчику. К примеру, длина рамы не имеет стандартизованных размеров, а выбор колесных формул едва ли не самый широкий в мире: от 4х2 до 10х10, включая экзотические вроде 4х4+4, 6х4+2, 10х2/6. Кстати, в разработке и производстве мостов Sisu до сих пор один из мировых лидеров. Неслучайно именитые гоночные команды вроде IVECO De Rooy, Маз-СПОРТавто и КАМАЗ-мастер используют их на своих боевых машинах.

Sisu выпускала и дорожные машины, и автобусы, и спецтехнику, как этот тягач для 120-тонного рудовоза
Sisu выпускала и дорожные машины, и автобусы, и спецтехнику, как этот тягач для 120-тонного рудовоза
Sisu выпускала и дорожные машины, и автобусы, и спецтехнику, как этот тягач для 120-тонного рудовоза
Sisu выпускала и дорожные машины, и автобусы, и спецтехнику, как этот тягач для 120-тонного рудовоза
Sisu выпускала и дорожные машины, и автобусы, и спецтехнику, как этот тягач для 120-тонного рудовоза
Sisu выпускала и дорожные машины, и автобусы, и спецтехнику, как этот тягач для 120-тонного рудовоза
Sisu выпускала и дорожные машины, и автобусы, и спецтехнику, как этот тягач для 120-тонного рудовоза
Sisu выпускала и дорожные машины, и автобусы, и спецтехнику, как этот тягач для 120-тонного рудовоза
Sisu выпускала и дорожные машины, и автобусы, и спецтехнику, как этот тягач для 120-тонного рудовоза
Sisu выпускала и дорожные машины, и автобусы, и спецтехнику, как этот тягач для 120-тонного рудовоза
1 / 3

Помимо грузовиков и мостов, Sisu выпускала автобусы и трамваи, гусеничные тягачи и бронетранспортеры, локомотивы и терминальные тягачи. В грузовиках же основной упор приходился на лесовозы, самосвалы и спецтехнику для суровых северных условий. Отсюда и особенности машин: мощная рама из легированной стали, разнообразие колесных формул, подогрев всех элементов. Из-за этого машины отличались возросшей собственной массой — и самыми мощными из доступных двигателей. В разные годы это были Valmet, Rolls-Royce, Cummins, Caterpillar, Renault и Mercedes.

Такие автопоезда с активным прицепом получали только самые передовые леспромхозы

Сотрудничество с СССР началось в начале 1970-х, когда пошли поставки в наши леспромхозы лесовозных сцепок с бескапотными тягачами Sisu M. Помимо подъемных третьих мостов, они отличались остроумным решением — активным прицепом. Его передняя ось была одновременно ведущей, с гидроприводом от тягача. Это здорово повышало проходимость, особенно в наших условиях.

Первое шасси КАМАЗ-5325 на заводе Sisu в Карьяа

До самого распада Союза финны продолжали поставки машин, в большинстве для вывоза леса. А в конце 1980-х и наш КАМАЗ договорился об установке современных на тот момент кабин от серии S на свои машины. Была выпущена партия одиночек КАМАЗ-5325 и тягачей 5425. Кроме того, некоторые спец-КАМАЗы оснащались дополнительными подъемными мостами Sisu. Увы, вскоре проект заглох, хотя финские кабины несколько лет использовал отпочковавшийся от КАМАЗа Альткам.

Кабины SM устанавливались на грузовики Альткам

Был знаком наш автопром и со спецпродукцией Sisu. Помимо терминальных тягачей,  импорт которых начался еще в конце 1970-х, на самом излете СССР, в 1986 году, Минавтопром подписал контракт на поставку специальных кабин от них для больших карьерных БелАЗов.

Эскизы кабины Sisu для БелАЗа

В настоящее время, увы, импорт этих машин к нам почти прекратился, ведь экологический уровень их двигателей (а это сейчас Mercedes) соответствует Евро-6.

Последнее поколение Sisu Polar на компонентах Mercedes: пятиосный рудовоз и 900-сильный гибрид
Последнее поколение Sisu Polar на компонентах Mercedes: пятиосный рудовоз и 900-сильный гибрид
Последнее поколение Sisu Polar на компонентах Mercedes: пятиосный рудовоз и 900-сильный гибрид
Последнее поколение Sisu Polar на компонентах Mercedes: пятиосный рудовоз и 900-сильный гибрид
Последнее поколение Sisu Polar на компонентах Mercedes: пятиосный рудовоз и 900-сильный гибрид
Последнее поколение Sisu Polar на компонентах Mercedes: пятиосный рудовоз и 900-сильный гибрид
Последнее поколение Sisu Polar на компонентах Mercedes: пятиосный рудовоз и 900-сильный гибрид
Последнее поколение Sisu Polar на компонентах Mercedes: пятиосный рудовоз и 900-сильный гибрид
1 / 2

Из-за этого ежегодный выпуск сократился до нескольких сотен экземпляров в год. Несмотря на это, ориентация на клиента в сочетании с высоким качеством позволяют Sisu продолжать выживание.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий
  • Я в нашем городишке впервые увидел Sisu году так в 1995 (естественно, в ипостаси лесовоза) - помню, больше всего внимания тогда привлёк "ленивец")

    • А я в конце 80-х или начале 90-х. Будучи школьником в городском лагере. Я увидел эту машину и сообщил всему отряду и учителю (воспитателю), что это "не наша" машина и ее обязательно надо посмотреть. Тот Sisu был бескапотный трехосный седельный тягач с ленивцем. И да, он привлек максимальное внимание детворы. Водитель поднял ось, а мы даже повращали вывешенные колеса.
      Юзаю картинки и напрягаю память. И по-моему это был Sisu M160.

      На мой вопрос чья это марка? Водитель ответил, что эту машину делают три страны. Учительница не поверила про три страны. Возможно водитель имел в виду поставщиков комплектующих, ДВС например.

  • Жаль, что формат заметки не позволил подробнее рассказать об этой интересной компании. За скобками остались даже относительно недавние эпизоды с кабинами от Рено , капотными моделями и т.д.

  • У Сису юбилей[...]он был основан в 1931[...]родом из Финляндии...

    Еще у них был прицеп с хитрым приводом...оч хитрым, вы всеравно в нем не разберетесь, да и тут про Юбилей Сису вобщето...

    А раз это Юбилей Сису, вот вам фотографии камазов и теплые воспоминание о совке...

    :/

  • Так они самостоятельны или входят в какой-то концерн?

      • Максим, с одноместной кабиной для БелАЗа надо что-то поправить. Или подпись или картинку.
        И с колесными формулами поясните пожалуйста. 10х2/6 - 10 колес всего, 2 ведущих, 6 управляемых; 6х4+2 - 6 всего, 4 ведущих, 2 подъемных. Поправьте если ошибаюсь.
        А вот с 4х4+4 вообще не пойму. 4 из 4 подъемные?)) Если управляемые это понятно, но вроде управляемые через "/" пишутся.

        • Добрый день, Константин! Извините за паузу - был в отпуске. Про кабину исправил, спасибо. По формулам колесным: +2, +4 это финские изобретения для своих хитрых схем. 4х4+2 - это грузовик в основе 4х4 (вроде ГАЗ-66, оба моста ведущие) плюс дополнительная третья подъемная ось, 4х4+4 - с двумя такими. Такая формула призвана показать именно нестандартное расположение, ведь общепринятая формула 6х4, но при ней первый мост - не ведущий, а ведущая - задняя тележка (КАМАЗ-классик). А формула пятиоски Sisu полностью такая: 10х2/6+6. Это еще что, я до сих пор не разобрался с подробной нумерацией моделей, а их две системы параллельно ))))

  • Такие автопоезда с активным прицепом получали только самые передовые леспромхозы

    а ещё там была гидравлическая рука (воровайка) для погрузки леса
    отец как раз был директором леспромхоза, когда он (леспромхоз) получил такую машину
    ну, я по детству не очень понимал что там и как ))

  • На "эскизе одноместной кабины" мест почему-то два.

  • В общем,нашли себе нишу как Татра.

  • Вообще, в эпоху расцвета, которая пришлась на 1970—1980 годы прошлого века, доля машин Sisu, уходивших в нашу страну, была одной из самых больших в капиталистических странах

    . Зашибись написано.. Вот если В капиталистических странах Ушло из одной машины Одна- это наверно будет недостижимый процент 100.
    А то сразу приходит в голову такой Тип судов как "Академик Федоров" вот там точно 100 процентов.
    И главное Из капиталистической финляндии. И в Советский союз.

Рекомендованные статьи